Илья Мурзин, генеральный директор «Центра
инвестиционно-промышленного анализа и прогноза»
Отечественный рынок бета-каротина по сравнению с
европейским развит еще незначительно. Уровень потребления бета-каротина в нашей
стране прочти в 36 раз ниже, чем в Европе. Российский рынок бета-каротина
обладает высоким потенциалом для роста, принципиальные позитивные изменения
могут наступить после 2013–2015 года.
Главная тенденция, которая сегодня наблюдается на европейском
рынке желто-красных красителей – переход от искусственных добавок
желто-оранжевого цвета на натуральные (идентичные натуральным), и в том числе
на бета-каротин. Основной движущей силой этого процесса стало вступление в июле
2010 года в силу регламента
1333/2008 Европейской
Комиссии. Согласно данному нормативно-правовому документу, все производители
продуктов питания и напитков, использующие в составе своей продукции
синтетические азокрасители (по-другому называемые Southampton Six), среди
которых добавки E102 (Тартразин), E104 (Хинолиновый желтый), E110
(Желтый закат), E122 (Кармуазин), E124 (Понсо 4Р), E129
(Красный), обязаны наряду с обозначением красителя указывать на упаковке
предупреждающее заявление: «может оказывать отрицательный эффект на активность
и внимание ребенка».
Подобная
мера вызвала волну проектов по переходу производителей продуктов питания
(прежде всего напитков) на красители натуральные и идентичные натуральным.
Одним из первых в этом списке оказался бета-каротин, неплохо подходящий по
соотношению цена/качество.
Пока
замещение искусственных красителей идентичными натуральным наблюдается только в
Европе. Однако, вероятно, в долгосрочной перспективе данная тенденция проникнет
и во все остальные регионы мира. И первой в этом списке стоит Северная Америка.
Помимо
государственного регулирования другим важнейшим трендом на мировом рынке желто-красных красителей становится стабильный рост
спроса на бета-каротин в Азиатском регионе, прежде всего, в Китае и Индии.
Мировые производители бета-каротина
Объем
мирового рынка бета-каротин оценивается приблизительно в 200 млн евро, из них
только на Европейский рынок приходится по разным оценкам от 80–130 млн евро.
На
мировом рынке кристаллического бета-каротина функционирует не более десятка
производителей. При этом абсолютными лидерами выступают две крупнейшие компании
– DSM и BASF. В совокупности обе
компании контролируют 2/3 мирового рынка каротиноидов, одновременно доминируя в
трех крупнейших сегментах отрасли – бета-каротина, астаксантина, кантаксантина.
Небольшие участники рынка проявляют значительную активность в других секторах –
на рынке лютеина и ликопина. Несколько лет назад на мировой рынок бета-каротина
вышел азиатский производитель – тайваньская Allied Biotech Corporation. Сегодня
компания по праву может считаться третьим крупнейшим производителем
бета-каротина в мире.
В совокупности рыночная доля трех игроков на европейском рынке
составляет 90%.
Мировые производители кристаллического бета-каротина
Производитель
|
Месторасположение
|
Метод производства
|
DSM
|
США
|
Синтетический
/ микробиологический (гриб Blakeslea Trispora)
|
BASF
|
Германия,
Дания
|
Синтетический
|
Allied Biotech Corporation
|
Тайвань
|
Синтетический
|
Cognis Nutrition & Health (Henkel)
|
Австралия, Германия
|
Натуральный
(экстракция из морских водорослей)
|
Carotech Sdn Bhd
|
Малайзия
|
Натуральный
(экстракция из пальмового масла)
|
Aquacarotene Limited
|
Австралия
|
Натуральный
(экстракция из морских водорослей Dunaliella salina)
|
Vitatene
|
Испания
|
Микробиологический
(гриб Blakeslea Trispora)
|
Biotrend
|
Португалия
|
Микробиологический (бактерии Sphingomonas)
|
Vitan
|
Украина
|
Микробиологический
(гриб Blakeslea Trispora)
|
Ситуация на российском рынке
Российский
рынок бета-каротина крайне слабо развит. Об этом может свидетельствовать
уровень потребления добавки (отношение объема рынка в денежном выражении к
численности населения исследуемых регионов), который приблизительно в 36 раз
ниже уровня европейского рынка в целом (ЕС-27). Причин этому несколько.
Во-первых,
отечественный рынок зависит от импорта, как в отношении кристаллического
каротина – на 100%, так и в отношении конечных форм на его основе – более чем
на половину. И, соответственно, он зависит от конъюнктуры мировых цен, которые,
надо сказать, нестабильны и ежегодно увеличиваются до 10%. Мировой рынок
фактически монополизирован, ценовая политика диктуется двумя компаниями – DSM и BASF.
Отечественное
производство субстанции бета-каротина на двух производственных площадках (в
Свердловской и Белгородской областях) было по разным причинам прекращено в
середине 2000-х годов и до сих пор не восстановлено. Отсутствие внутреннего
предложения сырья для производства пищевой добавки, с одной стороны, не
позволяет рынку понизить средний уровень цен на бета-каротин и за счет этого
повысить долю бета-каротина в общей структуре потребления красителей на пищевом
рынке (в период 2008–2009 годов доля бета-каротина в сегменте пищевых добавок
снизилась). С другой стороны, в условиях отсутствия заинтересованных участников
не стимулируется рост уровня осведомленности конечных потребителей о свойствах
и функциях бета-каротина. Последнее больше касается развития другого сегмента
рынка – фармацевтических препаратов (БАД и лекарственных средств с активным
компонентом бета-каротина).
Во-вторых,
на неразвитости рынка сказалось усиление влияния более дешевых аналогов –
искусственных пищевых красителей желто-оранжевой гаммы в период 2002–2008
годов. Стоит отметить, что Минздрав СССР придерживался той позиции, что
азокрасители по своей природе являются
потенциально опасными для человека ввиду возможности распада в организме на
токсичные амины. Поэтому разрешено было только два водорастворимых пищевых
красителя – индигокармин и тартразин. В результате изменения позиции органов
здравоохранения России по отношению к используемым за рубежом синтетическим
пищевым красителям, список разрешенных в России красителей стал стремительно
расширяться. Так, к 1994 году среди разрешенных фигурируют уже 12, а к 2002
году – 19 синтетических пищевых красителей. Несмотря на то, что в 2008 году
список все-таки сократился, общий финансово-экономический спад не позволил
бета-каротину усилить свои позиции за счет запрещенных веществ.
Участники
российского рынка
Рынок
бета-каротина фактически делится на два уровня:
·
рынок кристаллического
бета-каротина.
·
рынок конечных форм на
основе кристаллического бета-каротина, к которым относятся водо- и
жирорастворимые суспензии, эмульсии, порошки.
Спрос на
кристаллический бета-каротин полностью обеспечивается зарубежными
производителями – DSM, BASF, Allied Biotech.
Компания DSM является безусловным
лидером российского рынка, контролируя свыше 70%.
На рынке конечных
форм бета-каротина помимо зарубежных поставщиков присутствует и несколько
отечественных производителей. Их совокупная доля достигает 20% (по чистому
веществу).
Наиболее крупные
продавцы отечественных пищевых красителей: ЗАО
«Экоресурс», ООО «Зеленые Линии» («Союзснаб»), ООО «Биолайн», «Валетек
Проимпэкс» и др. В кризис объемы производства каротиновых добавок
российскими компаниями стал снижаться. Интерес к бета-каротину как красителю
упал, и некоторые компании сфокусировались на аннато и куркумине.
Рис. 1. Рыночные доли игроков на рынке кристаллического бета-каротина, %

Рис. 2. Рыночные доли игроков на рынке кристаллического бета-каротина, %

Потребительские сегменты
Потребителями
бета-каротина как пищевого красителя выступают производители продуктов питания
и напитков большинства отраслей пищевой индустрии. Проведенное исследование
потребителей конечных форм бета-каротина показывает, что крупнейшими рынками
сбыта бета-каротина являются производства масложировой продукции (маргарина,
майонеза, спредов) и плавленого сыра – 35 и 28% общего объема спроса, а также
производства сухих завтраков, фруктово-ягодных наполнителей, молочных изделий,
кондитерских изделий, напитков.
Стоит
отметить, что бета-каротин конкурирует в этих сегментах с прочими красителями
желто-красной группы, среди которых натуральные и идентично натуральные
рибофлавин Е101, аннато Е160b, куркумин Е100, кармин
Е120, а также искусственные Желтый закат Е110, Хинолиновый желтый Е104,
кармуазин Е122, тартразин Е102, Красный Е129, Понсо Е124. При этом наиболее
высоким уровнем конкуренции характеризуется сегмент кондитерских изделий,
молочных продуктов, кетчупов и соусов, мясных и рыбных продуктов.
Рис. 3. Соотношение частоты
использования бета-каротина и субститутов в продукции российских производителей
по основным продуктовым группам

Прогноз
развития рынка
Российский
рынок бета-каротина обладает высоким потенциалом для роста. Максимальная
потенциальная емкость рынка, оцениваемая через суточную потребность населения,
составляет 248 тонн, минимальная емкость в пищевой индустрии – 10 тонн.
Основные возможности роста рынка в перспективе связаны с замещением
красителей-субститутов на рынке продуктов питания, с распространением
биологически активных добавок и лекарственных средств на основе бета-каротина
среди населения.
Пока
же в краткосрочной перспективе (1–2 года) спрос на бета-каротин останется
довольно слабым, и не сможет показать существенного роста. В качестве
негативных факторов этому выступят: влияние веществ-заменителей и отсутствие
внутреннего предложения.
Принципиальные
изменения могут наступить после 2013–2015 года, когда, во-первых, на рынке
будет функционировать отечественный производитель (ЗАО «Роскарфарм»), а,
во-вторых, на российском рынке начнут отражаться последствия европейской
тенденции отказа от искусственных красителей желто-красной цветовой гаммы.
------------------------------------------------------------------------------
Бета-каротин
Определение
Каротин (от лат. carota – морковь) – желто-оранжевый пигмент, непредельный углеводород из группы
каротиноидов. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е160a. Различают две
формы каротина α-каротин и β-каротин.
Эмпирическая
формула
С40H56
Технология
производства
Множество растений и овощей
содержат бета-каротин, из которых его первоначально извлекали в промышленных
целях. Затем был разработан метод органического
синтеза (США, Франция, Швейцария, СССР). В конце 60-х в СССР был разработан
микробиологический способ производства с помощью выращивания мукорового гриба
Blakeslea trispora. В настоящее время в мировой практике применяются все три
метода производства бета-каротина, однако технология химического синтеза
является основной.
Основные функции бета-каротина
- натуральный
краситель, придающий желто-оранжевый оттенок;
- провитамин
А;
- антиоксидант;
- блокирование
атомарного кислорода.
Области
применения
- пищевая промышленность (масложировые, молочные,
кондитерские, хлебобулочные изделия, макароны, напитки);
- биологически активные добавки (преимущественно
для поддержания здоровья глаз);
- косметика и парфюмерия (зубные пасты, кремы, помады, шампуни, краски для волос);
- животноводство (добавка в корма для скота).
Коммерческие
формы бета-каротина
- жирорастворимая суспензия (тонкодиспергированные суспензии микрокристаллов
каротиноидов в растительном масле);
- водорастворимые формы (водорастворимый порошок,
водные эмульсии).
-----------------------------------------------------------------------------------
|