МСК:17:55

АРХИВ

Суббота 14.06.2025

МЕНЮ
ПАРТНЁРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
     
 
Желто-красные пищевые красители: развитие российского рынка бета-каротина

Илья Мурзин, генеральный директор «Центра инвестиционно-промышленного анализа и прогноза»

Отечественный рынок бета-каротина по сравнению с европейским развит еще незначительно. Уровень потребления бета-каротина в нашей стране прочти в 36 раз ниже, чем в Европе. Российский рынок бета-каротина обладает высоким потенциалом для роста, принципиальные позитивные изменения могут наступить после 2013–2015 года.

Главная тенденция, которая сегодня наблюдается на европейском рынке желто-красных красителей – переход от искусственных добавок желто-оранжевого цвета на натуральные (идентичные натуральным), и в том числе на бета-каротин. Основной движущей силой этого процесса стало вступление в июле 2010 года в силу регламента 1333/2008 Европейской Комиссии. Согласно данному нормативно-правовому документу, все производители продуктов питания и напитков, использующие в составе своей продукции синтетические азокрасители (по-другому называемые Southampton Six), среди которых добавки E102 (Тартразин), E104 (Хинолиновый желтый), E110 (Желтый закат), E122 (Кармуазин), E124 (Понсо 4Р), E129 (Красный), обязаны наряду с обозначением красителя указывать на упаковке предупреждающее заявление: «может оказывать отрицательный эффект на активность и внимание ребенка».

Подобная мера вызвала волну проектов по переходу производителей продуктов питания (прежде всего напитков) на красители натуральные и идентичные натуральным. Одним из первых в этом списке оказался бета-каротин, неплохо подходящий по соотношению цена/качество.

Пока замещение искусственных красителей идентичными натуральным наблюдается только в Европе. Однако, вероятно, в долгосрочной перспективе данная тенденция проникнет и во все остальные регионы мира. И первой в этом списке стоит Северная Америка.

Помимо государственного регулирования другим важнейшим трендом на мировом рынке желто-красных красителей становится стабильный рост спроса на бета-каротин в Азиатском регионе, прежде всего, в Китае и Индии.

Мировые производители бета-каротина

Объем мирового рынка бета-каротин оценивается приблизительно в 200 млн евро, из них только на Европейский рынок приходится по разным оценкам от 80–130 млн евро.

На мировом рынке кристаллического бета-каротина функционирует не более десятка производителей. При этом абсолютными лидерами выступают две крупнейшие компании – DSM и BASF. В совокупности обе компании контролируют 2/3 мирового рынка каротиноидов, одновременно доминируя в трех крупнейших сегментах отрасли – бета-каротина, астаксантина, кантаксантина. Небольшие участники рынка проявляют значительную активность в других секторах – на рынке лютеина и ликопина. Несколько лет назад на мировой рынок бета-каротина вышел азиатский производитель – тайваньская Allied Biotech Corporation. Сегодня компания по праву может считаться третьим крупнейшим производителем бета-каротина в мире.

В совокупности рыночная доля трех игроков на европейском рынке составляет 90%.

Мировые производители кристаллического бета-каротина

Производитель

Месторасположение

Метод производства

DSM

США

Синтетический / микробиологический (гриб Blakeslea Trispora)

BASF

Германия, Дания

Синтетический

Allied Biotech Corporation

Тайвань

Синтетический

Cognis Nutrition & Health (Henkel)

Австралия, Германия

Натуральный (экстракция из морских водорослей)

Carotech Sdn Bhd

Малайзия

Натуральный (экстракция из пальмового масла)

Aquacarotene Limited

Австралия

Натуральный (экстракция из морских водорослей Dunaliella salina)

Vitatene

Испания

Микробиологический (гриб Blakeslea Trispora)

Biotrend

Португалия

Микробиологический  (бактерии Sphingomonas)

Vitan

Украина

Микробиологический (гриб Blakeslea Trispora)


Ситуация на российском рынке

Российский рынок бета-каротина крайне слабо развит. Об этом может свидетельствовать уровень потребления добавки (отношение объема рынка в денежном выражении к численности населения исследуемых регионов), который приблизительно в 36 раз ниже уровня европейского рынка в целом (ЕС-27). Причин этому несколько.

Во-первых, отечественный рынок зависит от импорта, как в отношении кристаллического каротина – на 100%, так и в отношении конечных форм на его основе – более чем на половину. И, соответственно, он зависит от конъюнктуры мировых цен, которые, надо сказать, нестабильны и ежегодно увеличиваются до 10%. Мировой рынок фактически монополизирован, ценовая политика диктуется двумя компаниями – DSM и BASF.

Отечественное производство субстанции бета-каротина на двух производственных площадках (в Свердловской и Белгородской областях) было по разным причинам прекращено в середине 2000-х годов и до сих пор не восстановлено. Отсутствие внутреннего предложения сырья для производства пищевой добавки, с одной стороны, не позволяет рынку понизить средний уровень цен на бета-каротин и за счет этого повысить долю бета-каротина в общей структуре потребления красителей на пищевом рынке (в период 2008–2009 годов доля бета-каротина в сегменте пищевых добавок снизилась). С другой стороны, в условиях отсутствия заинтересованных участников не стимулируется рост уровня осведомленности конечных потребителей о свойствах и функциях бета-каротина. Последнее больше касается развития другого сегмента рынка – фармацевтических препаратов (БАД и лекарственных средств с активным компонентом бета-каротина).

Во-вторых, на неразвитости рынка сказалось усиление влияния более дешевых аналогов – искусственных пищевых красителей желто-оранжевой гаммы в период 2002–2008 годов. Стоит отметить, что Минздрав СССР придерживался той позиции, что азокрасители по своей  природе являются потенциально опасными для человека ввиду возможности распада в организме на токсичные амины. Поэтому разрешено было только два водорастворимых пищевых красителя – индигокармин и тартразин. В результате изменения позиции органов здравоохранения России по отношению к используемым за рубежом синтетическим пищевым красителям, список разрешенных в России красителей стал стремительно расширяться. Так, к 1994 году среди разрешенных фигурируют уже 12, а к 2002 году – 19 синтетических пищевых красителей. Несмотря на то, что в 2008 году список все-таки сократился, общий финансово-экономический спад не позволил бета-каротину усилить свои позиции за счет запрещенных веществ.

Участники российского рынка

Рынок бета-каротина фактически делится на два уровня:

·        рынок кристаллического бета-каротина.

·        рынок конечных форм на основе кристаллического бета-каротина, к которым относятся водо- и жирорастворимые суспензии, эмульсии, порошки.

Спрос на кристаллический бета-каротин полностью обеспечивается зарубежными производителями – DSM, BASF,  Allied Biotech. Компания DSM является безусловным лидером российского рынка, контролируя свыше 70%.

На рынке конечных форм бета-каротина помимо зарубежных поставщиков присутствует и несколько отечественных производителей. Их совокупная доля достигает 20% (по чистому веществу).

Наиболее крупные продавцы отечественных пищевых красителей: ЗАО «Экоресурс», ООО «Зеленые Линии» («Союзснаб»), ООО «Биолайн», «Валетек Проимпэкс» и др. В кризис объемы производства каротиновых добавок российскими компаниями стал снижаться. Интерес к бета-каротину как красителю упал, и некоторые компании сфокусировались на аннато и куркумине.

 Рис. 1. Рыночные доли игроков на рынке кристаллического бета-каротина, %

 Рис. 2. Рыночные доли игроков на рынке кристаллического бета-каротина, %

Потребительские сегменты

Потребителями бета-каротина как пищевого красителя выступают производители продуктов питания и напитков большинства отраслей пищевой индустрии. Проведенное исследование потребителей конечных форм бета-каротина показывает, что крупнейшими рынками сбыта бета-каротина являются производства масложировой продукции (маргарина, майонеза, спредов) и плавленого сыра – 35 и 28% общего объема спроса, а также производства сухих завтраков, фруктово-ягодных наполнителей, молочных изделий, кондитерских изделий, напитков.

Стоит отметить, что бета-каротин конкурирует в этих сегментах с прочими красителями желто-красной группы, среди которых натуральные и идентично натуральные рибофлавин Е101, аннато Е160b, куркумин Е100, кармин Е120, а также искусственные Желтый закат Е110, Хинолиновый желтый Е104, кармуазин Е122, тартразин Е102, Красный Е129, Понсо Е124. При этом наиболее высоким уровнем конкуренции характеризуется сегмент кондитерских изделий, молочных продуктов, кетчупов и соусов, мясных и рыбных продуктов.

 

Рис. 3. Соотношение частоты использования бета-каротина и субститутов в продукции российских производителей по основным продуктовым группам

Прогноз развития рынка

Российский рынок бета-каротина обладает высоким потенциалом для роста. Максимальная потенциальная емкость рынка, оцениваемая через суточную потребность населения, составляет 248 тонн, минимальная емкость в пищевой индустрии – 10 тонн. Основные возможности роста рынка в перспективе связаны с замещением красителей-субститутов на рынке продуктов питания, с распространением биологически активных добавок и лекарственных средств на основе бета-каротина среди населения.

Пока же в краткосрочной перспективе (1–2 года) спрос на бета-каротин останется довольно слабым, и не сможет показать существенного роста. В качестве негативных факторов этому выступят: влияние веществ-заменителей и отсутствие внутреннего предложения.

Принципиальные изменения могут наступить после 2013–2015 года, когда, во-первых, на рынке будет функционировать отечественный производитель (ЗАО «Роскарфарм»), а, во-вторых, на российском рынке начнут отражаться последствия европейской тенденции отказа от искусственных красителей желто-красной цветовой гаммы.

 ------------------------------------------------------------------------------

Бета-каротин

 Определение

Каротин (от лат. carota  морковь)  желто-оранжевый пигмент, непредельный углеводород из группы каротиноидов. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е160a. Различают две формы каротина α-каротин и β-каротин.

 Эмпирическая формула

С40H56

 Технология производства

Множество растений и овощей содержат бета-каротин, из которых его первоначально извлекали в промышленных целях. Затем был разработан метод органического синтеза (США, Франция, Швейцария, СССР). В конце 60-х в СССР был разработан микробиологический способ производства с помощью выращивания мукорового гриба Blakeslea trispora. В настоящее время в мировой практике применяются все три метода производства бета-каротина, однако технология химического синтеза является основной.

 Основные функции бета-каротина

  • натуральный краситель, придающий желто-оранжевый оттенок;
  • провитамин А;
  • антиоксидант;
  • блокирование атомарного кислорода.

 

Области применения

  • пищевая промышленность (масложировые, молочные, кондитерские, хлебобулочные изделия, макароны, напитки);
  • биологически активные добавки (преимущественно для поддержания здоровья глаз);
  • косметика и парфюмерия (зубные пасты, кремы, помады, шампуни, краски для волос);
  • животноводство (добавка в корма для скота).

 

Коммерческие формы бета-каротина

  • жирорастворимая суспензия (тонкодиспергированные суспензии микрокристаллов каротиноидов в растительном масле);
  • водорастворимые формы (водорастворимый порошок, водные эмульсии).

-----------------------------------------------------------------------------------


Просмотров: 4340 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0